Позднее Ctrl + ↑

I♥₽ или как нарисовать символ рубля

Несмотря на то, что символ рубля — ровесник айфона (оба презентованы в 2007 году), он до сих пор не получил должной ему популярности. Более того, все рисуют и используют его по-разному.

Почему так происходит? Ведь уже существует огромное количество шрифтов с символом рубля, он уже есть в системе Unicode (U+20BD) и имеет свой html-код (₽).

  1. Компания «Paratype» выпустила бесплатный шрифт PT Rouble, состоящий только из символов рубля. Все начертания принадлежат их же шрифтам, выпущенным ранее еще без этого символа (140 на данный момент).
  2. Студия Лебедева тоже собрала символы 9-ти популярных шрифтов (всего получилось 23 начертания).
  3. Другие шрифтографические компании тоже дополняют свои шрифты символом рубля.

Но до сих пор происходит самоуправство, потому что нет четких правил построения этого знака. Единственный принцип создания, опубликованный на сайте Центробанка:

«… прописную букву „Р“ кириллического алфавита, дополненную в нижней части горизонтальной чертой…»

Поэтому все руководствуются своими правилами: длинна черты, её ширина, положение, кто-то продолжает полуовал буквы вдоль черты, кто-то нет.

В то же время, есть четкая система построения знака евро:

Глядя на все решения даже одной компании, и даже в похожих шрифтах, можно заметить, что, правила создания разные их нет.

Часто дизайнеры пользуются не очень популярными шрифтами, где нет символа рубля, поэтому они рисуют его сами. И опять же, каждый делает по-своему.

Теорию отсутствия правил построения рубля выдвинул Тагир Сафаев, основатель школы Шрифта и типографики. В его поддержку я решил выложить собственные правила построения. Возможно они ошибочные, но я их придерживаюсь и пока они меня не подводили.

Мои правила построения символа рубля

Обозначу некоторые размеры буквы Р, которыми буду манипулировать:

X — толщина полуовала в соединении с основным штрихом буквы
Y — максимальная толщина полуовала
Z — толщина основного штриха и толщина «Y» обычно различаются
L — длина основного штриха от полуовала

Regular/Italic

Берем толщину X и продолжаем полуовал на эту величину за пределы основного штриха, чтобы образовался квадрат. Перекладину делаем такой же толщины, начинаем её от предыдущего элемента и заканчиваем на уровне середины самого толстого места полувала. Делим основание символа на 40 и 60 процентов и располагаем середину перекладины на этом уровне.

Руководствуясь этим правилом можно нарисовать символ рубля, который будет хорошо распознаваться при любом размере.

Но в этом деле, как и в любом правиле русского языка, бывают исключения.

Compressed/Bold

Если мы имеем узкое или толстое начертание, то длины выносных частей перекладины и продолжения полуовала могут сокращаться в 2 раза, то есть X/2.

Serif/Serif italic

Если шрифт с засечками, длины выносных частей перекладины и продолжения полуовала заменяется на длину засечки — D.

Slab

Если шрифт рубленный, то здесь работает то же самое исключение, как и в начертании с засечками. Часто толщина брусков-засечек бывает равна нашей величине X.

Ultrabold

Но бывают очень толстые шрифты, где засечки настолько большие, что места для перекладины не остается. В таком случае избавляемся от нижней засечки. Для того, что бы в маленьких размерах перекладина не сливалась с полуовалом, можно расположить её посередине основания символа.

Thin

Если нужно создать символ в очень тонком начертании, то длину X увеличиваем в 2 раза.

Когда правила почти ненужны

Примеры шрифтов www.paratype.ru

Конечно, если речь заходит о декоративных или рукописных шрифтах, здесь могут перестать работать все правила. Главное, чтобы сохранялась узнаваемость символа.

8 апреля  

Немного о спасении планеты

Сегодня на ульяновской айтишной конференции слушал доклад про маеркетинг в онлайне и офлайне. Докладчик рассказывал о еще незавершенном кейсе для сети супермаркетов, в котором они создают приложение с интерактивным списком покупок. Как это работает. Пользователь перед походом в магазин, чтобы ничего не забыть, создает в приложении список того, что ему нужно. И вот человек приходит и ходит ищет все необходимое на полках. С помощью технологии ibeacon или еще как-то улавливается присутствие смартфона в магазине и тут приложение начинает ему «говорить»: только сегодня в течение 3 часов специально для тебя скидка ХХ% на твои товары, если ты добавишь к покупкам еще это и это. И казалось бы все хорошо. И магазин больше продал и человек получил хорошую скидку.

Но тут я не соглашусь. Всем известно, что общество переживает эру перепотребления. Люди покупают очень много товаров: что нужно, что не нужно, что может быть нужно, что когда-нибудь пригодится, что было бы неплохо и т. д. Большой процент этих товаров остается невостребованным и отправляется на свалку. Таким образом, кошельки опустошаются, мусорные свалки разрастаются, экология разрушается.

Произносится теория «Это не про нас, это все в Америке, а у нас все нищеброды и ни у кого нет лишних денег на неужные траты». Конечно, все мы взрослые люди и понимаем, что нам нужно, а что нет. Но большинство людей ведутся на скидки, золотые карты, vip-статусы и прочие маркетинговые приемы. Иначе не было бы этой проблемы. Да я и сам, не имея кучи лишних денег, порой, выкидываю испорченные продукты или почти не использованные вещи.

Маркетинг интересная штука. Одно дело, когда он говорит «купи лучше у меня, а не у него» или «купи лучше это, а не вон то», но совсем другое дело слова «купи это, вот это, а еще вон то и это не забудь».

Цель любой коммерческой компании заработать бабла. Поддерживаю, приятная цель. Но нужно учитывать последствия своей работы, как прямые, так и косвенные. В конце-то концов все мы люди и живем рядом друг с другом.

8 апреля  

Детское письмо. Секрет ребенка

Обычно самое сложное — это сделать что-нибудь простое. Взрослому человеку очень сложно имитировать не аккуратные детские буквы. Почему? Кажется я понял.

Проблемы взрослого. С течением времени, когда у взрослого за плечами сотни тысяч, а может, и миллионы написанных слов и букв, его мозг запрограммирован на определенные образы, штрихи, наклон. Даже если взрослый пытается написать что-то криво, это выглядит не естественно. Даже если он старается косячить, подсознательно он следует этим правилам и привычкам. Всегда можно отличить надпись взрослого от надписи ребенка.

Что же делает в это время трех-летний человек? Для него нет правил, пока еще плохо владеет своим телом, водит рукой спонтанно, не думает о пластике, о длине штриха и его форме. И самое главное — ребенок не старается подражать, он просто водит карандашом по листу. Ребенок во время письма борется с инструментом, ему насрать на результат, важен сам процесс.

Как написать по-детски?

  1. Пользоваться той рукой, которой вы обычно не пишите, т. е. правша берёт инструмент в левую руку, а левша в правую.
  2. В процессе можно закрывать глаза, чтобы буквы не выстраивались по одной линии и межбуквенные интервалы были разные.
  3. Делать неаккуратные, иногда резкие движения.
  4. Чаще отрывать инструмент от бумаги.
  5. Крепко, иногда даже чересчур, напрягать кисть и сильно давить на бумагу, не забывая что это борьба.
  6. Совершать ошибки.
8 апреля  

Как стать идолом и заставить поклоняться себе. 20 шагов

Оратор — тот, кто произносит речь. Неплохой оратор — произносит хорошую речь. Хороший оратор — тот, кто хорошо произносит хорошую речь. Но есть еще одна квалификация оратора — это человек, чью речь ждут, кого хотят слушать, к чьим словам прислушиваются. Этот человек не просто говорит со сцены, он заряжает аудиторию своей энергией, он в каком-то смысле гипнотизирует аудиторию, заставляет людей «сидеть на краешках стульев».

Есть мнение, что одним из таких людей был Стив Джобс. Во всяком случае так считает Кармин Галло — автор книги «iПрезентация». Я прочитал эту книгу, потом пролистал её еще раз, но уже выделил некоторые наиболее интересные моменты, с которыми хочу поделиться.

Зачем вообще нужны презентации?
В наши дни презентации — это инструмент бизнес-коммуникаций. Компании живут, продукты запускаются, климат спасается — зачастую в зависимости от качества презентаций. Аналогично идеи, планы и даже карьеры разрушаются из-за неэффективных коммуникаций. Из миллионов презентаций, делающихся каждый день, только мизерный процент делается на достойном уровне.

Для того, чтобы стать легендарным оратором, которому будут поклоняться, безусловно, нужен врожденный дар, талант, харизма, сверхъестественные способности. Такие качества есть далеко не у всех. Но для того, чтобы проводить интересные презентации на высоком уровне и выделиться из толпы операторов ПоверПоинта нужно использовать хотя бы некоторые из тех приемов, о которых пойдет речь. И гарантированно, с Ваших презентаций не будут уходить люди или хотя бы перестанут на них зевать.

1. История

Создание истории, сюжета — это первый шаг к продаже ваших идей с энергией, убедительностью и харизмой. Успех на этой стадии отделяет посредственных коммуникаторов от выдающихся.

2. Аналоговая среда для планирования

Бумага — лучший друг человека. Не торопитесь садиться на компьютер при подготовке выступления. Для начала нужно все обдумать, набросать сценарий и эскизы. На бумаге это проще всего, быстрее всего и мозг не отвлекается на посторонние вещи, типа орфографии, кнопочек картиночек, иконочек и т. д.

3. Шаблоны убивают

Вспомните, что происходит, когда вы запускаете ПоверПоинт. Вы видите шаблон, состоявший из двух текстовых полей: заголовок и подзаголовок. Это очень много. Никто не любит читать. Исполльзуйте минимум текста. Еще одна проблема = это буллиты. Списки запомняться слушетелям меньше всего. Это самый наихудший способ передачи информации. Поэтому нужно использовать списки только для покупок в магазине.

4. Заголовок

140 символов или меньше. Заголовок должен быть короткий, конкретный, запоминаемый, и мало того — должен поместиться в сообщении Twitter. Последовательность: подлежащее, сказуемое, дополнение. Примеры: «Сегодня Apple изобрел телефон!», «Apple выпустил на свободу „Леопарда“», «Тощий MacBook растолстел от функций».

5. Метафоры и аналогии

Метафора — это слово или фраза, использующая название одной вещи для описания другой вещи, в том числе с целью сравнения.

6. Демонстрации

Если то, о чем идет речь в ваше презентации можно показать, смело приступайте к демонстрации. Слова прослушают, забудут, в то время как работающий продукт даст полное наглядное представление обо всем.

7. Партнеры

С детства нас учили, что нужно уметь делиться. Делитесь сценой со своими партнерами, коллегами, с теми, кто помогает Вам добиться успеха.

8. Видео

Оно может иметь разные функции: демонстрация продукта, отзыв клиента или пользователя, брендовый промо ролик о компании. Кроме того, видео позволит Вам передохнуть и подготовиться к дальнейшей работе. Главное не переусердствовать: видео не должно быть длиннее 2-3 минут. Привлекайте внимание, а не усыпляйте аудиторию.

9. Хочу пощупать

Есть такой тип людей — кинестетики. Они любят касаться и ощущать. Если объект презентации физический, можно пустить по рядам аудитории несколько образцов.

10. Самый главный вопрос

Во время подготовки презентации нужно все время думать о том, что вы ее делаете не для себя а для людей, которые все время будут задавать себе лишь один вопрос: «Как это касается лично меня?». Нужно отвечать именно на этот вопрос и на языке аудитории. Так что бы вас понял каждый их слушателей. Ваша аудитория не будет волноваться о вашем продукте. Люди волнуются о самих себе.

11. Почему Маша не повстречала четырех медведей

Слушатели любят списки. Но сколько пунктов можно в эти списки включать? Магическим числом является три. Юмористы знают, что три смешнее, чем два. Писатели знают, что три драматичнее, чем четыре. Джобс знает, что три убедительнее, чем пять. Каждый великий кинофильм, книга, пьеса или выступление имеет структуру из трех актов. Мушкетеров было трое. Маша зашла в избушку трех медведей. В театре марионеток три персонажа. «Правило трех» — фундаментальный принцип литературы, политики и выступлений.

12. Антагонист

В каждой классической истории герой воюет со злодеем. Эта же схема применима и к выступлениям мирового уровня. Представление антагониста (проблемы) сплачивает аудиторию вокруг героя (решения).

Антагонистом может быть не обязательно продукт конкурента. В качестве злодея можно представить болевую точку потребителей. Для представления антагониста нужно всего лишь одно простое предложение: «Почему вам это нужно?».

13. Антракт

Ваша аудитория перестает вас слушать после десяти минут общения. Не через одиннадцать, а через десять. Через каждые 10 минут необходимо давать мозгам слушателей передохнуть, например, с помощью видеоролика.

14. Эффект превосходства изображений

Исследователи обнаружили, что визуальна информация и вербальная информация обрабатываются по-разному в разных «каналах» нашего мозга. Что это значит для Вас и ваших будущих презентаций? Это значит, что Ваши идеи запомнятся лучше, если они будут представлены картинками, а не словами. Если информация передается устно, люди через трое суток помнят примерно 10%. Если добавить изображение, эта цифра возрастает до 65%.

15. «Оденьте» Ваши цифры

Презентация айпода. Объем его памяти был 5Гб. Но 5Гб мало что говорит среднему любителю музыки. Цифру можно сделать более наглядной сказав, что памяти хватит чтобы вместить тысячу песен. Но это еще не все. Еще можно сказать, что айпод весит всего 185 граммов и может поместиться в кармане. Итоговый слоган: «1000 песен у вас в кармане».

16. Профессиональный жаргон

Жаргон — специфический язык, характерный для какой-то отдельной отрасли — препятствует обмену идеями. 3 характеристики хорошего языка:

  1. Простота. Предложения свободны и не длинны.
  2. Конкретность. Короткие и отчетливые описания вместо длинных и абстрактных дискуссий.
  3. Эмоциональность. Слова «удивительный», «невероятный», «замечательный» и др.

17. Язык тела

То как вы говорите не менее важно, чем то, что вы говорите. Язык тела и манера речи отвечают за 60-90 процентов того впечатления, которое вы оставите у своей аудитории.

18. Непринуждённость

Профессиональный оратор выглядит расслабленным, уверенным и удивительно непринужденным на выступлении. По крайней мере, он выглядит непринужденным для аудитории. Эта непринужденность основана на маленьком секрете: не репетиции. А точнее не репетиции многими и многими часами в течение многих и многих дней.

19. Естественность

Великие актеры пред премьерой репетируют месяцами. Вы можете себе представить актера на сцене со сценарием в руке? Мы рассчитываем, что актеры будут говорить естественно — не припоминая строчку за строчкой, а тек, будто слова сами приходят им в голову в тот момент, когда их произносят. Вот пять шагов, которые помогут вам запомнить ваш сценарий и вести себя на сцене естественно:

  1. Напишите сценарий полными словами и предложениями.
  2. Выделите жирным или подчеркните ключевое слово в каждом предложении и начните репетировать выступление.
  3. Удалите все лишние слова из записи, оставив только ключевые.
  4. Запомните одну ключевую идею для каждого слайда.
  5. Репетируйте всё выступление без записей, используя слайды как подсказку.

20. Ну когда уже?

Сколько нужно времени для достижения мастерства мирового класса? 10 000 часов. В любом деле: спорт, музыка, программирование, абсолютно любое дело. Десять тысяч часов — это примерно 3 часа в день, или 20 часов в неделю, в течение 10 лет. Но это время, необходимое для достижения мастерства мирового класса. Для того, чтобы достичь хорошего уровня, нужно гораздо меньше. Главное — это начало.

И еще кое-что.

Получайте удовольствие.

8 апреля  

Смотрите в оба или немного об инфографике

Сегодня, в век информационных технологий и коммуникаций люди перестают читать. Люди перестают читать художественную литературу, газеты, журналы и уж тем более научные публикации. Если вдруг некто захотел узнать что-то новое, он залез в интернет, открыл статью и не стал её читать в полном смысле этого слова. Человек «сканирует» информацию глазами, находит интересные для себя моменты, бегло читает их, бежит дальше и вскоре все забывает. Как помочь человеку узнать что-то новое? Как сделать это интереснее? И как помочь запомнить хоть что-то из увиденного? Об этом дальше, но для начала небольшое видео.

Что мы имеем? Да ничего. В видео нет ни названий, ни имен, ни характеристик, ни чисел, ни стоимости. Но при этом мы понимаем, что это быстро, эффектно, стильно, ярко, круто, громко, дорого.

Почему? Зрение является главным каналом восприятия. То, что воспринимают наши глаза, является только частью общего процесса. Изображения, поступающие в мозг, изменяются и интерпретируются. Можно с полным основанием сказать, что мозг «видит».

Инфографика — это...

Если разделить этот термин на 2 составляющие, то, очевидно, что «инфографика» — это информация и какая-то графика. Это не совсем так.

Инфографика — это информация представленная с помощью графики.

Еще пара определений:

Инфографика — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию.

Инфографика показывает скрытое, объясняет запутанное и адаптирует непонятное.

Несколько исторических примеров:

Первый пример инфографики в СМИ. USA TODAY, 1982г.
Карта заболевания холерой. Джон Сноу, 1854г.
Коммерческий и политический атлас. Уильям Плейфэр, 1786г.

Зачем пользоваться инфографикой?

На первой картинке изображен объем информации, поступающий через органы чувств.

На второй — механизм восприятия мозгом изображений и текста.

Как видно из картинки, количество действий, совершаемых при чтении и просмотре той же самой информации в виде изображения сильно различаются.

Еще несколько тезисов:

• На 94% увеличивается число просмотов контента с преобладающей визуальной составляющей.
• Визуальный контент в 40 раз чаще расшаривается в социальных сетях.
• Человек мыслит образами. Образы имеют визуальную форму.
• Информация, представленная визуально, воспринимается быстрее и вызывает повышенное внимание.
• Информация, представленная визуально, легче воспринимается, поскольку составляет комплекс готовых образов.

Виды инфографики

По формату представления:
• Статическая
• Динамическая
• Интерактивная

По способу представления:
• Сравнение
• Развитие, тенденция
• Доля
• Пространство
• Алгоритм
• Устройство

Кто крайний?

Аналитик. Собирает информацию, потом анализирует и обрабатывает её, приводит к одному знаменателю — обычно это неоформленные графики, гистограммы
Журналист. Пишет тексты, придумывает конву
Дизайнер. Компанует полученный материал, наводит марафет
Программист. Работает над интерфейсом и динамическими элементами

Как сделать?

1. Сбор информации

Ни одна инфографика, даже с самым красивым дизайном и идеально подобранными цветами не сможет заинтересовать без соответствующего текстового наполнения.
Не важно, какой тип инфографики вы собираетесь создать, текстовый контент всегда будет на первом месте.

2. Создаем историю

Советы — рассказ о том, как поступить в том или ином случае. Рассчитаны на определенную категорию читателей, отличаются тем, что со временем не устаревают.
Факты, которые вы не знали — инфографика представляет новые или малоизвестные факты в интересном
свете. Можно также комбинировать известные факты и представить их по-новому.
Сравнение — в основном, используются для выделения преимущества одного продукта над другим.
infographicsmag.ru
infografics.ru
infogra.ru
mercator.ru
ria.ru/infografika
lenta.ru/parts/infographics
visual.ly
good.is
5coins.ru
infographer.ru
informationisbeautiful.net
datavisualization.ch

3. Эскизы/раскадровка

В сети информацию представляют поэтапно — по частям. Степень детализации в эскизах или раскадровке зависит от глубины проработки темы.
Эскизы используются в печатной инфографике, а раскадровка в интернет-инфографике.

4. Основной и второстепенные объекты

Основной объект в печатных СМИ — это центральное изображение. Оно должно привлекать внимание читателя.
В интернет-проекте позиция того или иного аргумента зависит не от размера элемента, а от его положения в цепи логических представлений, так как порядок представления информации следует по принципам цифровой презентациию.

5. Макетирование

Для печатных СМИ на данном этапе дизайнер сглаживает все элементы на один «слой» и начинает создавать из них информационную композицию, размещая текст.
Дизайнер веб-инфографики собирает все воедино, анимирует элементы, накладывает текст или звук, при необходимости.
infogr.am
piktochart.com
visual.ly
easel.ly
gliffy.com
pixlr.com
wordle.net
datavisualization.ch
dipity.com

— И все?!

Принципы ясны, инструкции приведены, инструменты перечислены. Казалось бы, делай шедевры. Но это еще не все. Сегодня очень многие люди и компании создают инфографику. Кто-то хорошую, кто-то не очень. Но для того, чтобы не затеряться в этой толпе, свои труды нужно продвигать. Как? Об этом в следующий раз.

8 апреля  

От дизайнера до крутого дизайнера

На данный момент на рынке труда в сфере дизайна достаточно большой выбор. Дизайнеров много, хороших не очень, фрилансеров как собак нерезаных. Дизайнером себя считает почти каждый, кто хоть немного владеет профильной программой, например фотошопом или даже иллюстратором. Но проблема в том, что этого недостаточно. Я хочу выяснить кто такой дизайнер и как стать крутым дизайнером.

Существуют разные виды дизайна: веб, полиграфия, интерьеры, промышленный, ландшафтный и многие другие. Я занимаюсь веб-дизайном и брендингом, поэтому речь пойдет, в основном, обо мне подобных людях, но не исключено, что материал применим и к другим сферам.

Для начала разберемся с термином «дизайн». Что это значит? Есть мнение, что дизайн — это творчество, искусство, что без художественного образования никак. Отчасти, конечно, это правда, но я считаю, что в первую очередь дизайн — это решение проблемы. Особенно если речь идет о коммерческом дизайне, где главное — это продать продукт, заработать бабла. Украшательство, рюшечки и прочая ерунда, несомненно, помогают достичь желаемого, но они второстепенны. Никому не нужна красивая микроволновка, кнопка включения которой находится на задней стенке.

Хороший дизайн: надежый, логичный, функциональный, красивый, доставляющий удовольствие (строго в таком порядке).

Теперь о человеке, который называет себя дизайнером:
• 2 ноги, которые его приносят на работу.
• 2 руки, которыми он давит клавиши, водит мышь или перо.
• Голова, которой он думает, смотрит в монитор и в которую он кладет еду в обед.
• Аккаунты на дриббле, бехансе и где-то еще для вдохновения.
• Какие-то увлечения за пределами работы, для разнообразия.

В принципе, он нормальный «СПЕЦИАЛИСТ» (ключевое слово) в своей области, стать таковым вполне реально. Как прокачать конкретные навыки много, их я описывать не буду. Для этого можно поступить в какое-нибудь учебное заведение, а можно научиться самому, с помощью книг, интернета, практики, практики и еще раз практики. Меня интересует гораздо большее, меня интересует культ личности крутого дизайнера: зачем это нужно, чем он интересен, как им стать.

Зачем это нужно?

Я хочу быть лучшим, хочу оставить что-то после себя. Пусть обо мне не будут писать в учебниках или стихи, мне этого и не нужно, но я должен быть уверен, что не зря проживаю эту жизнь. Моя работа должна приносить пользу не только мне, но и окружающим людям: моим клиентам, клиентам моих клиентов и даже детям клиентов моих клиентов.

Чем интересен крутой дизайнер?

Итак, крутой дизайнер он еще и «МЕНЕДЖЕР» (снова ключевое слово), в каком-то отношении и арт-директор осознает:
• Дизайн — инструмент продаж. В эпоху рыночных отношений и изобилия благ все покупают красивые картинки и красивые вещи. Эстетичность и чувство прекрасного, помогут дизайнеру делать продаваемые вещи.
• Красота вторична, конечно, уродством он не занимается, но на первом плане работающие механизмы, приносящие результат проекту (модный термин — юзабилити).
• Дизайн не искусство, он измеряется, например, конверсией. Иногда элементарные изменения в дизайне могут привести к лучшему результату.
• Дизайн — компромисс между требованиями, целями и способами их достижения.
• Навык коммуникации должен быть отточен до совершенства. Общение с коллегами, клиентами и вообще с другими людьми помогает и не только по рабочим темам.
• Тренды дизайна необходимо знать, даже если применять их стоит не всегда.
• Знание или понимание работы смежных отраслей: верстка, программирование, seo-оптимизация, маркетинг и прочее.
• Взаимодействие с дизайнерами-коллегами (если таковые есть в наличие). Нужно помогать, просить о помощи, советовать, обучать, слушать, поправлять.
• Делегирование полномочий. Такая возможность есть не у всех. Благодаря этому можно сконцентрироваться на главной цели, а прочие вещи курировать.
• Глобальный подход к решению задач: анализ конкурентов, лидеров рынка и близких отраслей.
• Здоровый перфекционизм.
• Ответственность за результат. А как же иначе, если ставки высоки?

Как стать крутым дизайнером?

Вопрос хороший и каждый дизайнер сам для себя должен на него ответить, потому что возможности у всех разные, ресурсы у всех разные. Можно составить четкий план и следовать нему. Анализ самого себя помогает достичь цели. В этом деле важно не сидеть, сложа руки, а делать, делать и делать, потому что путь тернист и долог

8 апреля